НИКОЛАЙ АМЕЛЬКИН (…о заблуждениях нашего разума… о странных человеческих состояниях… исправление человеческого сознания… о коварствах красоты… о новых человеческих возможностях … о ложной искусственной жизни…о возможном пути к освобождению сознания…)
НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Я встречал в своей жизни людей, которые зафиксировались в своих убеждениях и фанатично отстаивают их истинность, несмотря на то, что всем очевидна их ложность и нелепость.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР … Я знаю одну женщину. У неё на входной двери, выходящей в подъезд, установлен обычный дверной глазок, который со стороны квартиры закрывается крышкой. В этом нет ничего необычного, но хозяйка уверена, что эта крышка должна быть всегда закрыта, так как любой человек , находящийся в подъезде, может легко увидеть всё, что происходит в её квартире, через этот глазок, если он не закрыт крышкой. Она убеждена, что через глазок можно видеть в обе стороны. Я много раз предлагал ей выйти в подъезд и заглянуть в квартиру через глазок с открытой крышкой, чтобы проверить на практике это её убеждение. Но она каждый раз отказывалась это сделать, так как не подвергала свою веру, свою убеждённость даже малейшему сомнению. В похожей ситуации находятся все люди, но ненормальность их заблуждений выражена не так ярко, хотя часто и приводит к катастрофическим последствиям. ВОПРОС: Чем же вызваны подобные состояния человеческой психики? ОТВЕТ: Установкой поведения и восприятия. ВОПРОС: А что такое установка? Объясню.
ГИПНОЗ, САМОВНУШЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Установка – это состояние готовности, предрасположенности человека к определённой активности в определённой ситуации. (Явление психической установки было открыто в 1888 году Л. Ланге при изучении ошибок восприятия …) Расскажу вам об установках поведения и восприятия, которые можно создать путём гипнотического или самовнушения. Для этого я расскажу вам о научно-популярном фильме, который демонстрировался по телевидению в середине 1960-ых годов. … В то время я был школьником и очень интересовался всем научным и интересным … Однажды моя мама пришла с работы и взволнованно начала рассказывать об очень интересном фильме, который им показывали после окончания рабочего дня. (Им часто показывали какие-нибудь интересные научно-популярные фильмы после работы). Я слушал её рассказ с огромным интересом и старался всё запомнить с максимальными подробностями … Я был потрясён содержанием фильма и мечтал его посмотреть … И вот через несколько месяцев этот фильм показали по телевидению. Я сейчас уже не помню его названия, прошло очень много лет, но когда я увидел название этого фильма в телепрограмме, то с нетерпением ждал осуществления своей мечты. Сейчас я перескажу вам его содержание. … В пустом зале стоит бильярдный стол с зелёным покрытием. (Этот фильм чёрно-белый, так как был снят в середине 1960-ых годов для чёрно-белого телевидения, но участники называют цвета предметов по ходу развития событий.) В помещение входит человек и говорит: «Я гипнотизёр. Сейчас я покажу вам опыт по созданию в сознании человека нужной мне установки путём гипнотического внушения. Этот опыт покажет вам возможности, которыми обладает «установленная» установка. В нашем опыте установка исказит человеческое восприятие». Гипнотизёр подходит к бильярдному столу и достаёт из кармана пиджака две колоды «карт». Но на самом деле это не игральные карты, а карточки такого же размера. Гипнотизёр объясняет: «У стола зелёное покрытие. Сейчас я разложу на его поверхности в случайном порядке 20 красных (с обеих сторон) карточек и ещё 20 белых (также с обеих сторон) карточек. Все эти карточки одинакового размера и очень хорошо видны на зелёном фоне. Карточки не перекрывают друг друга». И гипнотизёр раскладывает на зелёном столе красные и белые карточки в случайном порядке. Камера наезжает на стол, и телезрители убеждаются в том, что всё сделано правильно. Гипнотизёр приглашает в помещение молодого человека, вводит его в гипнотическое состояние и делает ему внушение, запрещающее видеть белый цвет. После этого он его «пробуждает» и просит его рассказать о том, что он видит на бильярдном столе. Молодой человек говорит, что на столе лежат карточки . Гипнотизёр просит его собрать все ! карточки, которые он видит, чтобы стол стал чистым. Молодой человек бодро собирает все красные ! карточки и отдаёт их гипнотизёру. «Стол чист!», говорит он. Гипнотизёр подводит его к столу и просит рукой медленно проводить по зелёному покрытию … Молодой человек двигает рукой по столу и вдруг с удивлением и испугом говорит: «Здесь находится что-то невидимое, я это рукой чувствую». Так происходит каждый раз, когда он натыкается рукой на белые карточки, которые так и остались лежать на столе … Гипнотизёр объясняет зрителям, что аналогичным способом можно заставить человека не видеть и не чувствовать (или, наоборот, видеть и чувствовать) всё, что угодно, путём создания установки ВОСПРИЯТИЯ. Также можно заставить делать или не делать что-то путём создания установки ПОВЕДЕНИЯ. Потом диктор говорит: «Вы видели, как действует установка, созданная другим человеком. Но не менее поучительно выглядит следующий пример, в котором человек создаёт сам себе установку, даже не подозревая об этом, влияющую на его же восприятие и мышление. Перейдём ко второй части фильма.» … Обычный школьный класс. Доска и мел. За партами сидят несколько девушек и молодых людей. В класс входит человек, которого мы уже знаем, как гипнотизёра из первой части фильма. Диктор говорит: «Сейчас он покажет вам, как люди создают себе установки без влияния со стороны. Вам может показаться, что это самогипноз, самовнушение … Все эти молодые люди – студенты института иностранных языков. Каждый из них знает или изучает 2 или 3 иностранных языка, в которых используется латинский алфавит. Это английский, немецкий, итальянский, французский, испанский, португальский языки. » Затем тот человек ( гипнотизёр ) подходит к доске и говорит молодым людям: «Я хочу проверить ваше внимание. Я буду писать на доске слова, а вы будете определять какому языку они принадлежат, и что они означают. Это вам понятно?» Студенты подтверждают готовность, и эксперимент начинается … «Гипнотизёр» пишет на доске столбиком слова: Water Winter Fox Volk Wasserfall Gasse Frage . . . Hund Victory Нева Студенты бодро и радостно переводят эти простые слова. Видно, что процесс не вызывает никаких затруднений. Если какой-нибудь студент не знает слово, так как оно из того языка, который этот студент не изучал, то кто-нибудь из его товарищей переводит это слово и говорит из какого оно языка … Процесс идёт быстро и без задержек, пока внизу столбика (а это примерно 12-ое слово в столбике) не появилось слово «Нева». И здесь у студентов возникает затруднение. Никто не знает, что означает это слово, и из какого оно языка!!!! Они произносят его как «хеба», так как их разум настроен на восприятие только латинских букв! Одни говорят, что когда-то слышали это слово, кажется в венгерском языке. Другие с ними спорят, говоря, что это слово из турецкого языка… Но никто так и не может его перевести на русский язык. В чём же тут дело??? Когда студенты фиксировали вниманием доску и написанные на ней слова, то у них сама собой создалась установка «На доске написаны и будут написаны слова только с латинскими буквами». Эта установка временно заблокировала восприятие русского алфавита ! Поэтому «Нева» (это река такая в Ленинграде) читалась как «Хеба». Это очень похоже на белые и красные карточки на зелёном столе ! Вот как создаётся и действует УСТАНОВКА ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ. Вот в этом и заключалось содержание фильма. Если вы не поняли то неясное определение , которое я вам дал чуть ранее (это про Л. Ланге и 1888 год), то сейчас самое время его перечитать заново и понять его смысл.
КУПИТЬ КНИГУ НИКОЛАЯ АМЕЛЬКИНА
ЖИЗНЬ БЕЗ УСИЛИЙ
НЕВЕРОЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАШИХ СПОСОБНОСТЕЙ